Распределенные базы данных

РАСПРЕДЕЛЕННЫЕ БАЗЫ ДАННЫХ

Общая тенденция развития технологий обработки данных вполне соответствует этапам развития средств вычислительной техники и информационных технологий, и в первую очередь — сетевых.

Распределенные системы

Классификация. Следует выделить два класса систем распределенной обработки и системы распределенных данных:

системы распределенной обработки в основном отражают структуру и свойства многопользовательских операционных систем с базой данных, размещенной на центральном компьютере;

системы распределенных данных обеспечивают обработку распределенных запросов, когда при обработке одного запроса используются информационные ресурсы, размещенные на различных ЭВМ сети. При этом, как и ранее, следует говорить как о распределенных файловых системах, так и о распределенных базах данных.

Для распределенных баз данных свойственны следующие характеристики:

база данных — это логически связанные, разделяемые на некоторое количество фрагментов данные;

фрагменты распределяются по разным узлам, которые связаны между собой сетевыми соединениями;

может быть предусмотрена репликация фрагментов;

доступ к данным на каждом узле происходит под управлением СУБД, которая на каждом узле должна поддерживать работу как локальных приложений, так и глобальных.

Основные условия и требования к распределенной обработке данных:

прозрачность относительно- расположения данных (СУБД должна представлять все/данные так, как если бы они были локальными);

гетерогенность системы (СУБД должна работать с данными, которые хранятся в системах с различной архитектурой и производительностью);

прозрачность относительно сети (СУБД должна одинаково работать в условиях разнородных сетей);

поддержка распределенных запросов (пользователь должен иметь возможность объединять данные из любых баз, даже если они размещены в разных системах);

поддержка распределенных изменений (пользователь должен иметь возможность изменять данные в любых базах, на доступ к которым у него есть права, даже если эти базы размещены в разных системах);

поддержка распределенных транзакций (СУБД должна выполнять транзакции, выходящие за рамки одной вычислительной системы, и поддерживать целостность распределенной БД даже при возникновении отказов как в отдельных системах, так и в сети);

безопасность (СУБД должна обеспечивать защиту всей распределенной БД от несанкционированного доступа);

универсальность доступа (СУБД должна обеспечивать единую методику доступа ко всем данным).

Поясним некоторые из этих требований:

Прозрачность расположения. Прозрачный (для пользователя) доступ к удаленным данным предполагает использование в прикладных программах такого интерфейса с сервером БД, который позволяет переносить данные в сети с одного узла на другой, не требуя при этом модификации текста программы. Иными словами, доступ к информационным ресурсам должен быть полностью прозрачен относительно расположения данных.

Любой пользователь или любая прикладная программа оперирует с одной или несколькими базами данных. В том случае, когда прикладная программа и сервер БД выполняются на одном и том же узле, проблемы расположения не возникает. Для получения доступа к базе данных пользователю или программе достаточно указать имя базы, например: SQL Dbname.

Однако в том случае, когда прикладная программа запускается на локальном узле, а база данных находится на удаленном, возникает проблема идентификации удаленного узла. Для того чтобы получить доступ к базе данных на удаленном узле, необходимо указать имя удаленного узла и имя базы данных. Если использовать жестко фиксированное имя узла в паре «имя_узла, имя_бд», то прикладная программа становится зависимой от расположения БД. Например, обращение к БД «host: stock», где первый компонент — имя узла, будет зависимым от расположения.

Одно из возможных решений этой проблемы состоит в использовании виртуальных имен узлов. Управление ими обеспечивается специальным программным компонентом СУБД — сервером имен (Name Server), который адресует запросы клиентов к серверам.

Популярные статьи

 

БАНКИ ДАННЫХ
ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ
ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ ИМИТАЦИОННОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ
ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАБОТКИ ДАННЫХ
ВИДЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕОРИИ АЛГОРИТМОВ
ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ОФИСА
КОМПЛЕКСНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ
КОМПОНЕНТЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ АВТОМАТИЗАЦИИ ОФИСА
АВТОМАТИЗИРОВАННОЕ РАБОЧЕЕ МЕСТО СПЕЦИАЛИСТА
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАТИЗАЦИИ
ПОНЯТИЕ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ 
РЕЖИМЫ ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ
ФУНКЦИИ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ
МЕТОДЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАДЕЖНОСТИ ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ
ПРАВИЛА ЗАЩИТЫ ОТ КОМПЬЮТЕРНЫХ ВИРУСОВ
ДОКУМЕНТАЛЬНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ
ПРОТОКОЛЫ ТЕСТИРОВАНИЯ
ДЕСТРУКТИВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ВИРУСОВ
КЛАССИФИКАЦИЯ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ, ЛОГИЧЕСКАЯ И ФИЗИЧЕСКАЯ МОДЕЛИ
КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПОДГОТОВКИ ТЕКСТОВЫХ ДОКУМЕНТОВ
ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ЭКСПЕРТНЫХ СИСТЕМ
ДИАЛОГОВЫЙ РЕЖИМ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ СЕТЕЙ