Анализ затрат в сфере информатизации — Показатели эффективности информатизации

АНАЛИЗ ЗАТРАТ В СФЕРЕ ИНФОРМАТИЗАЦИИ

Калькуляция затрат в сфере обработки информации. Совер­шенно естественно исчисление затрат начинать с учета затрат на приобретение средств информатизации. Эта статья многое опре­деляет в политике информатизации, поскольку требует очевид­ных и обычно весьма немалых средств единовременно (в случае приобретения) или долями (в случаях аренды или лизинга), и по­тому часто является серьезным сдерживающим фактором в ре­шении задач информатизации.

Но цена приобретения никогда не исчерпывает всех затрат, связанных с использованием информационных ресурсов, а в ряде случаев может оказаться даже и неосновной их статьей. В связи с этим уместно использовать полную стоимость, или цену, владе­ния (ТСО — Total Cost of Ownership).

Цена владения — все затраты, связанные с обеспечением рабо­тоспособности, эффективности и просто с использованием средств информатизации.

Представление о структуре затрат, определяющих ТСО, мо­жет дать приводимый ниже перечень статей:

  • заработная плата персонала сферы информатизации;
  • начисления на заработную плату;
  • амортизация основных средств;
  • материалы, детали, узлы и комплектующие;
  • производственные услуги сторонних организаций;
  • производственные командировки;
  • технологическая энергия;
  • прочие прямые расходы (специальная литература и т.п.);
  • накладные расходы.

Отдельно следует отметить прибыль — превышение доходов над расходами. Прибыль исчисляется обычно по общим итогам деятельности предприятия за календарный период, хотя может оцениваться и применительно к той или иной продукции, тоже за календарный период. Получение прибыли — основная цель лю­бого бизнеса, в том числе и обработки информации.

Этот перечень статей затрат, естественно, не претендует на полноту и на то, чтобы им руководствоваться в практической работе; конкретные организации могут строить калькуляции зат­рат по-разному. Однако из него видно, что затраты можно под­разделить на условно-постоянные, не зависящие от объема вы­работанной продукции (в какой-то части заработная плата и на­числения на нее, амортизация основных средств, накладные рас­ходы), и переменные, производимые каждый раз при выработке единицы такой продукции и явно переносимые на ее стоимость (тех­нологическая энергия, расходные материалы, какая-то часть зара­ботной платы, производственные услуги сторонних организаций).

Приведенный перечень показывает, например, что в сфере информационных технологий производственные услуги сторон­них организаций — это услуги телекоммуникационных компаний (телефон, Интернет, передача данных, спутниковая, сотовая и пейджинговая связь), сопровождение, поддержка, консультации специалистов по ИТ, обоснование производственных и техноло­гических нормативов, выполнение ремонтных работ и модерни­зации и многое другое, без чего реально ИС не только не будет эффективной, но просто не может функционировать.

Популярные статьи

 

БАНКИ ДАННЫХ
ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ
ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ ИМИТАЦИОННОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ
ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАБОТКИ ДАННЫХ
ВИДЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕОРИИ АЛГОРИТМОВ
ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ОФИСА
КОМПЛЕКСНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ
КОМПОНЕНТЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ АВТОМАТИЗАЦИИ ОФИСА
АВТОМАТИЗИРОВАННОЕ РАБОЧЕЕ МЕСТО СПЕЦИАЛИСТА
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАТИЗАЦИИ
ПОНЯТИЕ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ 
РЕЖИМЫ ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ
ФУНКЦИИ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ
МЕТОДЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАДЕЖНОСТИ ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ
ПРАВИЛА ЗАЩИТЫ ОТ КОМПЬЮТЕРНЫХ ВИРУСОВ
ДОКУМЕНТАЛЬНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ
ПРОТОКОЛЫ ТЕСТИРОВАНИЯ
ДЕСТРУКТИВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ВИРУСОВ
КЛАССИФИКАЦИЯ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ, ЛОГИЧЕСКАЯ И ФИЗИЧЕСКАЯ МОДЕЛИ
КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПОДГОТОВКИ ТЕКСТОВЫХ ДОКУМЕНТОВ
ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ЭКСПЕРТНЫХ СИСТЕМ
ДИАЛОГОВЫЙ РЕЖИМ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ СЕТЕЙ