Показатели эффективности информатизации — Формирование технологической среды информационной системы

ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНФОРМАТИЗАЦИИ

Важным условием эффективного участия информационного менеджера в процессе управления капиталовложениями в сфере информатизации являются понимание им микроэкономических факторов, действующих на предприятии, и преломление их вли­яния на область информатизации.

ИС предприятия, как правило, поглощают весьма значитель­ные капиталовложения, в особенности ИС, построенные на ос­нове наиболее передовых и дорогостоящих средств. Они являют­ся неотъемлемой частью технологического оснащения, входят в состав основных фондов или базового оборудования и могут су­щественно повлиять на затраты предприятия по выпуску продук­ции, т.е. на цену продукции или услуг.

Это означает, что сред­ства информатизации необходимо рассматривать аналогично всем другим основным средствам фирмы и оценивать их исполь­зование по тем же критериям, в частности, в отношении эффек­тивности капиталовложений.

Решения по эффективности использования СИ в реальных условиях требуют определения их доли в складывающейся цене продукции. Задача эта — определение доли того или иного ресур­са в общих показателях — вообще очень непростая, а в отноше­нии информационных ресурсов — тем более, что обусловлено прежде всего недостаточным опытом производственного исполь­зования этих ресурсов в сфере материального производства.

Тем не менее хотя бы ориентировочную оценку вклада ИР в экономические показатели продукции получить нужно и можно. Это может иметь вид анализа показателей, характеризующих производственную ситуацию, или испытаний на моделирующих средствах либо в специальных контрольных ситуациях. В любых случаях необходима детальная учетная информация определен­ного состава, однозначно характеризующая как участие данного вида ресурсов в процессе производства на этапах технологиче­ского процесса, так и состояние рассматриваемых средств инфор­матизации в качестве элементов основных фондов производствен­ного комплекса.

По первой части учетные данные должны формироваться си­стемным журналом, или документами внутреннего учета работы ИС, т.е. в конце концов системным администратором. Следует подчеркнуть, что при разработке системного журнала и обязан­ностей системного администратора эти вопросы и обязанности редко согласуются с экономистами предприятия, которые, в свою очередь, тоже редко ставят перед системными администратора­ми такие учетные задачи. В связи с необходимостью учета состоя­ния СИ необходимы данные об износе.

Определить эффективность использования информационных ресурсов не проще, чем любых других. К тому же корректных критериев и методик определения информационной емкости про­дукции (по аналогии с материалоемкостью, энергоемкостью и удельными затратами финансовых ресурсов -себестоимостью или издержками) пока создано явно недостаточно. В то же время зат­раты информационных ресурсов на многие виды продукции и услуг становятся вполне ощутимыми. По этой причине предприя­тиям, которые захотят предметно управлять затратами инфор­мационных ресурсов на выпускаемую ими продукцию или ока­зываемые услуги, придется определить для себя такие критерии эффективности и найти подходящие для их специфики методики определения соответствующих количественных показателей.

При этом могут использоваться обобщенные показатели дея­тельности сферы обработки информации на предприятии, ана­логичные показателям эффективности других основных фондов (ОФ):

  • фондоотдача = годовой объем / среднегодовая стоимость ОФ
  • фондоемкость = среднегодовая стоимость ОФ /годовой объем
  • фондовооруженность = среднесписочная численность /среднегодовая стоимость ОФ
  • производительность труда = годовой объем / среднесписочная численность
  • эластичность = приращение производительности труда/ приращение фондовооруженности
и другие аналогичные оценки. Здесь обозначено: годовой объем — объем работ, выполненных на предприятии в течение года по ОИ в денежном или натуральном выражении; среднегодовая сто­имость ОФ — данные учета стоимости ОФ сферы ОИ с учетом их движения (убытая, списания, приобретения и т. д.); среднесписоч­ная численность — численность работников в сфере ОИ, усреднен­ная по году, ~ стандартный показатель учета кадров

Популярные статьи

 

БАНКИ ДАННЫХ
ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ
ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ ИМИТАЦИОННОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ
ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАБОТКИ ДАННЫХ
ВИДЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕОРИИ АЛГОРИТМОВ
ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ОФИСА
КОМПЛЕКСНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ
КОМПОНЕНТЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ АВТОМАТИЗАЦИИ ОФИСА
АВТОМАТИЗИРОВАННОЕ РАБОЧЕЕ МЕСТО СПЕЦИАЛИСТА
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАТИЗАЦИИ
ПОНЯТИЕ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ 
РЕЖИМЫ ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ
ФУНКЦИИ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ
МЕТОДЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАДЕЖНОСТИ ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ
ПРАВИЛА ЗАЩИТЫ ОТ КОМПЬЮТЕРНЫХ ВИРУСОВ
ДОКУМЕНТАЛЬНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ
ПРОТОКОЛЫ ТЕСТИРОВАНИЯ
ДЕСТРУКТИВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ВИРУСОВ
КЛАССИФИКАЦИЯ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ, ЛОГИЧЕСКАЯ И ФИЗИЧЕСКАЯ МОДЕЛИ
КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПОДГОТОВКИ ТЕКСТОВЫХ ДОКУМЕНТОВ
ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ЭКСПЕРТНЫХ СИСТЕМ
ДИАЛОГОВЫЙ РЕЖИМ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ СЕТЕЙ