Анализ окружения системы — Стратегическое планирование информационных систем

АНАЛИЗ ОКРУЖЕНИЯ СИСТЕМЫ

Важнейшей целью первой фазы СПИС (постановка задачи) является получение поддержки задуманных мероприятий по ин­форматизации руководством предприятия. Успех долгосрочно­го плана в области ИС зависит в первую очередь от сотрудниче­ства между руководящими работниками, которые должны реа­лизовать предлагаемые мероприятия, и проектировщиками или разработчиками этих мероприятий. Поэтому с самого начала работ обе стороны должны стремиться находить решения, опи­рающиеся на консенсус, варьируя при необходимости поведение, цели, стратегии и мероприятия.

Поскольку СПИС опережает даже находящиеся в стадии за­рождения и потому еще скрытые перспективные потребности предприятия, первым шагом должно быть выяснение целей в виде основных направлений стратегического плана в отношении объе­ма и детализации стратегии информатизации на будущее. Это позволяет оценить и прежние представления, так сказать ex post (после того, лат.). В этой фазе обсуждается следующее.

Программа в области ИС. Систематический процесс плани­рования при растущей комплексности задач ОИ и одновременно растущей потребности в интеграции обеспечивает создание реа­лизуемой и вместе с тем признаваемой всеми программы в обла­сти ИС. При соответствующей организации проведения програм­мы в области ИС достигаются достаточно полное и правильное понимание проблемы и высокий уровень мотивации активной деятельности работников в этой сфере.

Уменьшение неопределенности. Поскольку, с одной стороны, развитие в сфере ИТ быстро прогрессирует, с другой стороны, будущие производственные задачи как в качественном, так и ко­личественном отношении оцениваются с трудом, дополнитель­ные шансы и, само собой разумеется, риск, связанные с внедре­нием новых технологий, должны оцениваться как можно раньше и с максимально возможной точностью, чтобы выявить актуаль­ную и обоснованную потребность ИС в ресурсах.

Требование инновационных решений. Глобальное интегрирован­ное рассмотрение проблем СПИС позволяет раскрыть возмож­ные инновации в сфере ИТ. При соответствующих инвестициях это может обеспечить достижение решений, оптимальных для ИС с позиций всего предприятия в целом.

Контрольный базис для будущего. СПИС как основа концеп­ции менеджмента в ИС создает базис для оценки всей будущей деятельности в области ИС на предприятии,

Прежде чем на предприятии практически начнется СПИС, должно быть принято решение о планируемой области. Посколь­ку стратегические тенденции развития ИС выливаются в глобаль­ные и долгосрочные мероприятия, обычно выходящие за рамки отдельных подразделений предприятия, они, вполне естествен­но, составляются для всего предприятия как единое целое. По­этому очень часто «естественными» границами задуманного СПИС-проекта оказываются границы предприятия в целом. Од­нако в отдельных случаях, особенно для больших предприятий, в сферу стратегического проекта информатизации могут быть включены только некоторые подразделения, реализующие основ­ные производственные функции.

Организация СПИС должна отвечать значению ОИ для пред­приятия. Поэтому рекомендуется соответствующее их упорядо­чение перед началом того или иного СПИС-проекта. При этом определяется, как сильно зависит выполнение производственных задач в настоящее время и в будущем от ИС, имеющихся в нали­чии.

Необходимой частью анализа внешних условий работы ИС является изучение внешней среды, окружающей предприятие, в отношении перспективных возможностей для предприятия в це­лом (например, более эффективные формы решения проблем со­вершенствования основного производства с помощью новых тех­нологий), а также в отношении факторов, которые могут обус­ловить или ограничить сферу ОИ на предприятии (например, за­конодательные акты, общественное влияние, новые требования клиентов и поставщиков). Масштабы этого исследования следу­ет определять в зависимости от целей и объема отдельных на­правлений в СПИС.

В качестве факторов влияния окружения должны принимать­ся во внимание, по крайней мере, следующие: правовая и хозяй­ственная организация, хозяйственные интересы собственников, организация рынка и конъюнктура, а также интересы владель­цев и других сопричастных лиц.

Отдельно должно анализироваться возможное влияние на развитие ИС со стороны следующих организаций или групп лиц:

государственные инстанции (парламенты, правительства, суды), материнские, смежные (сестринские) и дочерние предприятия, конкуренты, клиенты и поставщики, наемные рабочие и служа­щие, союзы и объединения, сфера образования и исследований, политические партии, а также профессиональные ассоциации и профсоюзы.

Отсюда следует, что должны тщательно анализироваться ин­формационно-технологическое развитие в глобальном масшта­бе и соответственно предложение на рынке СИ. При этом нужно руководствоваться, с одной стороны, возможными усовершен­ствованиями существующих приложений и, с другой стороны -новыми возможностями, предлагаемыми на рынке СИ.

Документация анализа окружения может, например, вклю­чать:

  • спецификацию имеющихся и ожидаемых требовании законо­дателей, партнеров по рынку и партнеров-смежников;
  • общий обзор предложений на рынке СИ («будущее» для из­готовителя, сбытовика, консультанта-советчика и их продук­тов);
  • описание шансов и риска на основе анализа состояния ИТ и прогноза информационно-технологического развития;
  • диагноз риска и «терапию» (предложения по мероприятиям в целях снижения остроты риска).

 

Популярные статьи

 

БАНКИ ДАННЫХ
ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ
ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ ИМИТАЦИОННОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ
ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАБОТКИ ДАННЫХ
ВИДЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕОРИИ АЛГОРИТМОВ
ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ОФИСА
КОМПЛЕКСНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ
КОМПОНЕНТЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ АВТОМАТИЗАЦИИ ОФИСА
АВТОМАТИЗИРОВАННОЕ РАБОЧЕЕ МЕСТО СПЕЦИАЛИСТА
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАТИЗАЦИИ
ПОНЯТИЕ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ 
РЕЖИМЫ ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ
ФУНКЦИИ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ
МЕТОДЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАДЕЖНОСТИ ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ
ПРАВИЛА ЗАЩИТЫ ОТ КОМПЬЮТЕРНЫХ ВИРУСОВ
ДОКУМЕНТАЛЬНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ
ПРОТОКОЛЫ ТЕСТИРОВАНИЯ
ДЕСТРУКТИВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ВИРУСОВ
КЛАССИФИКАЦИЯ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ, ЛОГИЧЕСКАЯ И ФИЗИЧЕСКАЯ МОДЕЛИ
КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПОДГОТОВКИ ТЕКСТОВЫХ ДОКУМЕНТОВ
ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ЭКСПЕРТНЫХ СИСТЕМ
ДИАЛОГОВЫЙ РЕЖИМ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ СЕТЕЙ