Виды стандартов — Нормативные документы по стандартизации

ВИДЫ СТАНДАРТОВ

Стандарты бывают международными,региональными,    на­циональными,административно-территориальными. Они принимаются соответственно международными, региональными, национальны­ми, территориальными органами по стандартизации. Все эти кате­гории стандартов предназначены для широкого круга потребите­лей. По существующим нормам стандартизации стандарты перио­дически пересматриваются для внесения изменений, чтобы их требования соответствовали уровню научно-технического прогресса, или, согласно терминологии ИСО/МЭК, стандарты должны пред­ставлять собой «признанные технические правила».

Нормативный документ, в том числе и стандарт, считается признанным техничес­ким правилом, если он разработан в сотрудничестве с заинтересо­ванными сторонами путем консультаций и на основе консенсуса.

Указанные выше категории стандартов называют общедоступ­ными. Другие же категории стандартов, такие, как фирменные или отраслевые, не являясь таковыми, могут, однако, использоваться и в нескольких странах согласно существующим там правовым нормам.

В практике термин «стандарт» может употребляться и по от­ношению к эталону, образцу или описанию продукта, процесса (услуги). По существу это не является принципиальной ошибкой, хотя эталон правильнее относить к области метрологии, а тер­мин «стандарт» использовать применительно к нормативному документу.

Документ технических условий (technical specification) уста­навливает технические требования к продукции, услуге, процес­су. Обычно в документе технических условий должны быть ука­заны методы или процедуры, которые следует использовать для проверки соблюдения требований данного нормативного доку­мента в таких ситуациях, когда это необходимо.

Свод правил, как и предыдущий нормативный документ, мо­жет быть самостоятельным стандартом либо самостоятельным документом, а также частью стандарта. Свод правил обычно раз­рабатывается для процессов проектирования, монтажа оборудо­вания и конструкций, технического обслуживания или эксплуа­тации объектов, конструкций, изделий. Технические правила, со­держащиеся в документе, носят рекомендательный характер.

Все указанные выше нормативные документы являются реко­мендательными. В отличие от них регламент носит обязательный характер. Регламент — это документ, в котором содержатся обя­зательные правовые нормы.

Кроме стандартов нормативными документами являются так­же ПР — правила по стандартизации, Р — рекомендации по стан­дартизации и ТУ — технические условия. Особое требование предъявляется к нормативным документам на продукцию, кото­рая согласно российскому законодательству подлежит обязатель­ной сертификации. В них должны быть указаны те требования к продукции (услуге), которые подтверждаются посредством серти­фикации, а также методы контроля (испытаний), которые следует применять для установления соответствия, правила маркировки такой продукции и виды сопроводительной документации.

Государственные стандарты разрабатывают на продукцию, работы и услуги, потребности в которых носят межотраслевой характер.

Отраслевые стандарты разрабатываются применительно к продукции определенной отрасли. Их требования не должны противоречить обязательным требованиям государственных стан­дартов, а также правилам и нормам безопасности, установлен­ным для отрасли. Принимают такие стандарты государственные органы управления (например, министерства), которые несут ответственность за соответствие требований отраслевых стандар­тов обязательным требованиям ГОСТ Р.

Объектами отраслевой стандартизации могут быть:

продукция, процессы и услуги, применяемые в отрасли;

правила, касающиеся организации работ по отраслевой стан­дартизации;

типовые конструкции изделий отраслевого применения (инструменты, крепежные детали и т.п.);

правила метрологического обеспечения в отрасли.

Диапазон применяемости отраслевых стандартов ограничи­вается предприятиями, подведомственными государственному органу управления, принявшему данный стандарт. На доброволь­ной основе возможно использование этих стандартов субъекта­ми хозяйственной деятельности иного подчинения. Степень обя­зательности соблюдения требований стандарта отрасли опреде­ляется тем предприятием, которое применяет его, или по договору между изготовителем и потребителем. Контроль за выполнением обязательных требований организует ведомство, принявшее дан­ный стандарт.

Стандарты предприятий разрабатываются и принимаются самими предприятиями. Объектами стандартизации в этом слу­чае обычно являются составляющие подсистем организации и уп­равления производством, совершенствование которых — глав­ная цель стандартизации на данном уровне. Кроме того, стан­дартизация на предприятии может затрагивать и продукцию, производимую этим предприятием. Тогда объектами стандарта предприятия будут составные части продукции, технологическая оснастка и инструменты, общие технологические нормы процес­са производства этой продукции. Стандарты предприятий могут содержать требования к различного рода услугам внутреннего характера.

Закон РФ «О стандартизации» рекомендует использовать стан­дартизацию на предприятии для освоения данным конкретным пред­приятием государственных, международных, региональных стандар­тов, а также для регламентирования требований к сырью, полуфаб­рикатам и т.п., закупаемым у других организаций. Эта категория стандартов обязательна для предприятия, принявшего этот стан­дарт. Но если в договоре на разработку, производство, поставку продукта или предоставление услуг имеется ссылка на стандарт пред­приятия, он становится обязательным для всех субъектов хозяйствен­ной деятельности — участников такого договора.

Правила и рекомендации по стандартизации по своему ха­рактеру соответствуют нормативным документам методического содержания. Они могут касаться порядка согласования норма­тивных документов, предоставления информации о принятых стандартах отраслей, обществ и других организаций в Госстан­дарт РФ, создания службы по стандартизации на предприятии, правил проведения государственного контроля за соблюдением обязательных требований государственных стандартов и многих других вопросов организационного характера. Правила и реко­мендации по стандартизации разрабатываются, как правило, организациями и подразделениями, подведомственными Госстан­дарту РФ. Проект этих документов обсуждается с заинтересован­ными сторонами, утверждается и издается этими комитетами.

Технические условия разрабатывают предприятия и другие субъекты хозяйственной деятельности в том случае, когда стан­дарт создавать нецелесообразно. Объектом ТУ может быть про­дукция разовой поставки, выпускаемая малыми партиями и т.п.

Популярные статьи

 

БАНКИ ДАННЫХ
ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ
ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ ИМИТАЦИОННОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ
ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАБОТКИ ДАННЫХ
ВИДЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕОРИИ АЛГОРИТМОВ
ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ОФИСА
КОМПЛЕКСНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ
КОМПОНЕНТЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ АВТОМАТИЗАЦИИ ОФИСА
АВТОМАТИЗИРОВАННОЕ РАБОЧЕЕ МЕСТО СПЕЦИАЛИСТА
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАТИЗАЦИИ
ПОНЯТИЕ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ 
РЕЖИМЫ ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ
ФУНКЦИИ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ
МЕТОДЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАДЕЖНОСТИ ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ
ПРАВИЛА ЗАЩИТЫ ОТ КОМПЬЮТЕРНЫХ ВИРУСОВ
ДОКУМЕНТАЛЬНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ
ПРОТОКОЛЫ ТЕСТИРОВАНИЯ
ДЕСТРУКТИВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ВИРУСОВ
КЛАССИФИКАЦИЯ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ, ЛОГИЧЕСКАЯ И ФИЗИЧЕСКАЯ МОДЕЛИ
КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПОДГОТОВКИ ТЕКСТОВЫХ ДОКУМЕНТОВ
ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ЭКСПЕРТНЫХ СИСТЕМ
ДИАЛОГОВЫЙ РЕЖИМ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ СЕТЕЙ