Искусственный интеллект — Понятие информационной технологии

ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ

Слово «интеллект» означает ум, рассудок, разум, мыслительная способность человека. Учение об интеллекте развивается по трем направлениям. Первое из них, приведшее к появлению самого термина «искус­ственный интеллект», связано с теорией эвристического поиска и созданием машинных «решателей задач», относящихся к разряду творческих. Второе направление связано с разработкой роботов, автономно действующих в реальной среде и решающих нетривиа­льные задачи, поставленные человеком. Третье — главное — направ­ление связано с коренной интеллектуализацией ЭВМ путем осна­щения их программно-техническими средствами высокого уровня, способными делать логические выводы.

Не вдаваясь в подробный анализ научных и инженерных изыс­каний, отметим главное: искусственный интеллект ориентирован на создание методов дублирования (разумеется, в пределах доступного) функций живых интеллектуальных систем искусственными сис­темами.

Современная социологическая концепция рассматривает человека как единственный субъект труда, творчества, общения. Киберне­тические автоматы, собирающие и передающие данные, имеющие память, реализующие сигналы обратных связей, занимают проме­жуточное положение в информационно-коммуникативных процессах общественной практики, являются средством познавательной органи­зационной работы людей. Такое же промежуточное положение занимают и машины, или автоматы, наделенные функциями интеллекта, несмотря на их способность к логическому выводу, и самостоятельному оперированию базами знаний, т.е. способность к обработке семантической информации.

Автоматы могут больше «знать», чем конкретный человек (иметь более емкую память), быстрее вычислять, фильтровать данные, делать выборки и даже формально-логические выводы, осуществлять промежуточное целеполагание, накапливать знания (собирать дополнительные данные об окружающем мире, сжимать информацию). Но познать мир в содержательном аспекте, углублять понимание действитель­ности, снимать неопределенность своего существования искусст­венные системы не могут. В этом смысле термин «искусственный интеллект» весьма условен и не совсем удачен. Необходимо также очертить границы рассмотрения этого термина: искусственный интеллект — не синоним искусственного разума.

Инструментарием, носителем искусственного интеллекта являются ЭВМ, роботы, экспертные системы, телекоммуникации. Что касается ЭВМ, то их нельзя понять вне связи с функциями человека в творческом процессе. Сами по себе ЭВМ не создают новую информацию, не увеличивают интеллектуальный потенциал человека (это прерогатива людей), а лишь сохраняют, трансфор­мируют, переносят знания и тем самым увеличивают интеллек­туальную отдачу людей.

Природу ЭВМ и их социальную роль можно осветить лишь путем соотнесения их с категорией ИР. Если соотносить ЭВМ с категорией «знание» в традиционно-философском смысле, то трудно избежать двух крайностей: с одной стороны — фетишизации ЭВМ, связанной с представлением о них как о думающих, мыслящих машинах, гносеологически (от греч. Спо518 — знание, учение) отражающих мир, т.е. равноправных интеллектуальных партнерах человека, а в перспективе могущих даже превзойти его, стать «умнее», а с другой — недооценки ЭВМ, связанной с представлением о них как о сверхари­фмометрах, информационных мельницах, не прибавляющих знаний, не обеспечивающих интеллектуального прогресса общества. И тот, и другой взгляд на ЭВМ ошибочны.

Да, ЭВМ не мыслят в диалектическом смысле, не познают мир, не могут и в обозримой перспективе не смогут по-настоящему синте­зировать знания, давать принципиально новое видение мира, зарождающегося у человека в сфере подсознания. Но это не значит, что ЭВМ во взаимодействии с людьми не увеличивают интел­лектуальный потенциал человека в обществе. Они это делают через информацию, через использование ИР.

Коммуникации — источник знаний, а именно ЭВМ радикально воздействуют на интеллек­туальные коммуникации, и в этом их главное назначение. Ком­пьютеры вместе, с современными коммуникационными средствами резко увеличивают возможности информатизации знаний и гносеологизации информационных сообщений. Они резко увеличивают возможности и эффективность познавательной деятельности людей.

 

Популярные статьи

 

БАНКИ ДАННЫХ
ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ
ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ ИМИТАЦИОННОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ
ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАБОТКИ ДАННЫХ
ВИДЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕОРИИ АЛГОРИТМОВ
ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ОФИСА
КОМПЛЕКСНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ
КОМПОНЕНТЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ АВТОМАТИЗАЦИИ ОФИСА
АВТОМАТИЗИРОВАННОЕ РАБОЧЕЕ МЕСТО СПЕЦИАЛИСТА
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАТИЗАЦИИ
ПОНЯТИЕ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ 
РЕЖИМЫ ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ
ФУНКЦИИ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ
МЕТОДЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАДЕЖНОСТИ ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ
ПРАВИЛА ЗАЩИТЫ ОТ КОМПЬЮТЕРНЫХ ВИРУСОВ
ДОКУМЕНТАЛЬНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ
ПРОТОКОЛЫ ТЕСТИРОВАНИЯ
ДЕСТРУКТИВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ВИРУСОВ
КЛАССИФИКАЦИЯ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ, ЛОГИЧЕСКАЯ И ФИЗИЧЕСКАЯ МОДЕЛИ
КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПОДГОТОВКИ ТЕКСТОВЫХ ДОКУМЕНТОВ
ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ЭКСПЕРТНЫХ СИСТЕМ
ДИАЛОГОВЫЙ РЕЖИМ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ СЕТЕЙ