Групповая динамика — Управление персоналом в сфере информатизации

ГРУППОВАЯ ДИНАМИКА

ГРУППОВАЯ ДИНАМИКА

Окружающая работника среда оказывает активное влияние на него и тем самым — на его производственную деятельность. Таким образом, руководители организации должны совершен­ствовать условия так, чтобы они поддерживали у работника тот тип поведения, какой нужен организации. В организации лич­ность входит в более мелкие образования — подразделения, бри­гады, комиссии и т.д., создаваемые для осуществления основных производственных функций. Это формальные группы.

В таких группах формируются групповые нормы поведения — стандарты, которые для всех приемлемы в данных условиях, и, работник вынужден, хочет или не хочет, их соблюдать. Нормы могут как способствовать, так и противодействовать достижению целей организации. В разных по своему назначению формальных группах складываются различные групповые нормы. При вклю­чении в формальные группы люди обычно ясно представляют себе, за чем (или зачем) они туда идут. Можно различать следую­щие типы групп:

группа руководителя (team — команда) — создается из работни­ков, действующих совместно с руководителем. Такие работ­ники сами могут быть руководителями и выполнять формаль­ные функции управления;

рабочая (целевая) группа — формируется для выполнения какого-либо конкретного задания или проекта. Это наиболее массовый вариант формальной группы;

комитет (комиссия) — создается, как правило, для осущест­вления координации каких-либо важных или срочных работ, и члены группы не всегда в нее входят полностью, продолжая работать в других подразделениях, хотя и выполняют в ее со­ставе определенные формальные функции. Параллельно с созданием формальных групп в соответствии с целями организации в ее недрах спонтанно образуются нефор­мальные группы — и по составу достаточно неопределенные сооб­щества, и по структуре не всегда четкие образования, которые тем не менее преследуют свои конкретные цели. Часто неформаль­ные группы неявно следуют формальной структуре, но при этом в них формируются свои нормы, которые могут существенно от­личаться от норм соответствующих формальных групп. В этих группах люди объединяются прежде всего на основе неформаль­ной общности тех или иных интересов, которые не всегда совпа­дают с должностными обязанностями. Люди, примыкая к нефор­мальным группам, должны соблюдать действующие в них нор­мы точно так же, как это делается и в формальных структурах.

Принимая на себя в неформальных группах явно дополнитель­ные обязательства, люди тем не менее туда входят. Это обуслов­лено их стремлением чему-то принадлежать, иметь общение по интересам, следуя каким-либо симпатиям, а также при необходи­мости получить помощь и защиту, в том числе и в отношениях с начальником.

Со временем все группы, как формальные, так и неформаль­ные, претерпевают те или иные изменения — имеет место так на­зываемая групповая динамика. Формальные группы развиваются в соответствии с целями организации достаточно планомерно. Управление эффективностью групп осуществляется путем воздей­ствия на следующие факторы: размер, состав, групповые нормы, сплоченность, конфликтность, статус и функциональные роли членов. Группы неформальные развиваются по своим внутрен­ним законам более случайным образом и тем самым оказывают влияние на формальную организацию. В связи с этим руковод­ство не должно оставаться равнодушным к существующим в его организации неформальным группам.

Неформальные образования могут служить базой сопротив­ления переменам в организации. В ряде случаев неформальные группы подпадают под диктат их лидера, преследующего сугубо личные цели, которым вольно или невольно начинают следовать и члены этой группы. Действительно, неформальные группы ча­сто могут вести и ведут себя деструктивно и занимают негатив­ные позиции по тем вопросам, по которым руководству как раз необходима всеобщая поддержка. Принятые неформальной груп­пой нормы могут просто противоречить нормам, принятым в организации.

Однако довольно часто расхождения между руководством и неформальными группами бывают вызваны неправильным от­ношением руководства к этим группам. Руководству следует при­знавать существование таких групп, сотрудничать с ними, обсуж­дать принимаемые решения, учитывать неформального лидера в той или иной группе и влиять на климат в организации таким образом, чтобы не возникало противоречий между формальны­ми и неформальными образованиями.

 

Популярные статьи

 

БАНКИ ДАННЫХ
ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ
ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ ИМИТАЦИОННОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ
ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАБОТКИ ДАННЫХ
ВИДЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕОРИИ АЛГОРИТМОВ
ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ОФИСА
КОМПЛЕКСНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ
КОМПОНЕНТЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ АВТОМАТИЗАЦИИ ОФИСА
АВТОМАТИЗИРОВАННОЕ РАБОЧЕЕ МЕСТО СПЕЦИАЛИСТА
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАТИЗАЦИИ
ПОНЯТИЕ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ 
РЕЖИМЫ ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ
ФУНКЦИИ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ
МЕТОДЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАДЕЖНОСТИ ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ
ПРАВИЛА ЗАЩИТЫ ОТ КОМПЬЮТЕРНЫХ ВИРУСОВ
ДОКУМЕНТАЛЬНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ
ПРОТОКОЛЫ ТЕСТИРОВАНИЯ
ДЕСТРУКТИВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ВИРУСОВ
КЛАССИФИКАЦИЯ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ, ЛОГИЧЕСКАЯ И ФИЗИЧЕСКАЯ МОДЕЛИ
КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПОДГОТОВКИ ТЕКСТОВЫХ ДОКУМЕНТОВ
ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ЭКСПЕРТНЫХ СИСТЕМ
ДИАЛОГОВЫЙ РЕЖИМ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ СЕТЕЙ